X (XXVI) чрезвычайный Пироговский съезд врачей Р Е Ш Е Н И Е
Врачи Российской Федерации, профессионально оценивая опасность развивающейся ситуации в 90-е годы прошлого столетия, наблюдая непоследовательные и во многом ошибочные бюрократические и технократические попытки "реформирования" здравоохранения, опираясь на исторический опыт, приняли единственно возможное демократическое решение - добровольно объединились в Российскую медицинскую ассоциацию (1993 г.), восстановили необдуманно запрещенные в 1918 г. Пироговское движение и Всероссийские Пироговские съезды врачей (1995 г.) - высшие профессиональные медицинские форумы страны.
Медицинское сообщество России, объединенное в Российскую медицинскую ассоциацию, в течение 20 лет на Всероссийских Пироговских съездах врачей официально и демократически вырабатывало и предлагало основополагающие принципы своей деятельности: Кодекс врачебной этики, Медико-социальную Хартию Российской Федерации (Общественный Договор между государством, врачебной профессией и обществом), Концепцию системы государственно-общественного управления здравоохранением и врачебного самоуправления в РФ, Концепцию регулирования профессиональной деятельности и страхования профессиональной ответственности врачей в РФ, Конвенцию о правах и обязанностях врачей в РФ, Концепцию защиты прав пациентов в РФ и проект ФЗ "О правах пациентов" и др., прошедшие широкое обсуждение на съездах, Пленумах и конференциях во всех Федеральных округах и большинстве субъектов Российской Федерации.
В мировой практике подобного рода документы являются базисом и опорой для реформаторской деятельности любого Правительства в области здравоохранения, однако этого не происходит в нашей стране.
Настоящий десятый в новейшей истории России и двадцать шестой по общему счету Пироговский съезд врачей является юбилейным и одновременно чрезвычайным.
Он созван не по указу "сверху", а по требованию медицинской общественности - врачей и медицинских сестер, остро ощущающих в нелегкое для России время нависшую угрозу для здоровья народа и его будущего, кризисную ситуацию в социальной сфере и здравоохранении, все большие трудности в выполнении своего профессионального и этического долга.
Сегодня голос Российской медицинской ассоциации и Пироговского движения врачей звучит уже не в одиночеств. Предложенные нами идеи нашли понимание, поддержку и развитие в деятельности Комитета гражданских инициатив, в прошедших - форуме Общероссийского народного фронта и Общероссийском гражданском форуме.
Рассматривая сложившееся в здравоохранении Российской Федерации положение как глубокий системный кризис, угрожающий национальной безопасности страны и требующий безотлагательного принятия решений и осуществления эффективных мер на государственном уровне, X (XXVI) Чрезвычайный Пироговский съезд врачей при участии 273 делегатов из 65 субъектов Российской Федерации к о н с т а т и р у е т:
1. Создавшееся кризисное положение в здравоохранении Российской Федерации является результатом распада и фрагментации единого медицинского пространства, нарушения связей между органами исполнительной власти, институтами гражданского общества и гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, при несистемном, непоследовательном, научно необоснованном осуществлении реформенных преобразований и ненадлежащем исполнении законов государства.
2. При непринятии надлежащих решений и при промедлении в проведении эффективных реформенных преобразований в здравоохранении на федеральном и региональном уровнях будет происходить дальнейшее ухудшение показателей здоровья населения, снижение производительного потенциала общества, увеличение демографической нагрузки, увеличение потребности в медицинской помощи, рост государственных бюджетных расходов на охрану здоровья и увеличение общественных потерь.
3. Правовое и экономическое положение врачей, медицинских сестер, научных и педагогических медицинских кадров не отвечает государственной политике Российской Федерации в области охраны здоровья населения и в сфере здравоохранения.
4. Оказание платных видов медицинской помощи и услуг в государственных учреждениях здравоохранения, ошибки в организации здравоохранения сокращают доступность и качество медицинской помощи для основной части населения, ведут к возрастанию смертности, неудовлетворенности граждан медицинской помощью, проводимой государственной политикой в сфере охраны здоровья и обусловливают растущую социально-общественную напряженность в стране.
Принимая во внимание изложенное выше, с учетом проведенного обсуждения важнейших вопросов, Съезд принимает р е ш е н и е:
1. Исключить рыночное регулирование в сфере государственного здравоохранения и признать здравоохранение и охрану здоровья граждан РФ государственной функцией.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации обеспечить выполнение решений Президента Российской Федерации В.В. Путина, выраженные в майских (2012 г.) Указах по повышению оплаты труда врачей и медицинских сестер в бюджетном секторе здравоохранения и профессорско-преподавательских кадров в образовательных медицинских организациях.
Приостановить сокращение врачебных должностей и ликвидацию медицинских организаций без учета фактической потребности в них и обеспечения доступности медицинской помощи для граждан страны.
Ввести на государственном уровне ограничения и контроль за ценами на лекарственные препараты в организациях аптечной сети всех форм собственности.
3. Предложить к рассмотрению представленную на съезде государственно-бюджетную модель здравоохранения.
4. Подтверждая решения предыдущих Пироговских съездов врачей, признать особенно важным и необходимым создание "Национального совета по охране здоровья граждан при Президенте Российской Федерации" для выработки рекомендаций в сфере охраны и улучшения здоровья нации.
5. Одобрить деятельность Российской медицинской ассоциации по возрождению Пироговского движения врачей, консолидации российского медицинского сообщества, организации и проведению за последние 20 (двадцать) лет 10 (десяти) Пироговских съездов врачей.
Призвать профессиональное медицинское сообщество врачей России объединиться в единую общенациональную общественную врачебную организацию.
6. Евразийскому Медицинскому Союзу продолжить начатую работу по стратегии и практической реализации проекта создания медицинского сегмента единого профессионального и образовательного пространства государств, входящих в Евразийский Экономический Союз.
7. Учитывая рост международного терроризма и расширяющуюся угрозу наркотической эпидемии, для эффективной борьбы с которыми нужны согласованные действия всех стран и людей мира, создать "Международный комитет по гуманитарному сотрудничеству с Исламской Республикой Афганистан" для выработки единой врачебной позиции по противодействию надвигающейся глобальной наркотической опасности. Пригласить для участия в работе Международного комитета представителей стран-участниц ЕАЭС, БРИКС и ШОС.
8. Провести в сентябре 2016 года Евразийский (Иссык-Кульский) медицинский форум "Мир без наркотиков: врачебный рецепт". Принять меры для обеспечения конструктивного сотрудничества Пироговского движения врачей, Российской медицинской ассоциации, Евразийского Медицинского Союза и иных общественных организаций, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
9. В связи с возрастающей потребностью в трудовой иммиграции и с достигшей критических значений численностью иммигрантов в России, в целях обеспечения государственной миграционной политики разработать меры по профилактическим осмотрам иммигрантов и оказании им необходимой медико-санитарной помощи с созданием соответствующих структур и программ.
10. Разработать межведомственную программу подготовки парамедицинского персонала и принять необходимые меры по её реализации.
11. Учитывая важность оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий в обеспечении здоровья нации, рост применения допинга спортсменами вызывает озабоченность и необходимость разработки национальной антидопинговой программы.
12. Правительству Российской Федерации разработать программу по поддержке врачей и медицинских сестер из поколения "детей Великой Отечественной войны" и других исторически уязвимых групп.
13. Обратиться к представителям педагогического и научного сообществ Российской Федерации для совместного формирования Координационного Совета "За здоровую и образованную Россию".
14. Для обеспечения общественного контроля за учетом и отражением в осуществляемой деятельности органов власти Российской Федерации рекомендаций и предложений X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей провести в мае 2016 года 2 этап X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей.
15. Принятое Решение направить Президенту Российской Федерации, в Правительство, Федеральное собрание Российской Федерации, Министерство здравоохранения и Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, крупнейшие научные центры и медицинские организации Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, общественные медицинские, педагогические и научные объединения, политические партии, религиозные организации и средства массовой информации.
Принято единогласно делегатами X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей.
Председатель Президиума съезда, профессор А.Г. Саркисян Москва, 28 ноября 2015 года
|