VII (XXIII) ВСЕРОССИЙСКИЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ
Р Е З О Л Ю Ц И Я
С начала 1990-х годов в Российской Федерации продолжается и углубляется кризис социальной сферы, общественного здоровья и здравоохранения. Врачи, профессионально оценивая опасность развивающейся ситуации и вероятность ее выхода из-под контроля, наблюдая непоследовательные и во многом ошибочные бюрократические и технократические попытки реформирования здравоохранения, приняли единственно возможное в тех условиях решение - объединиться в Российскую медицинскую ассоциацию (1993 г.), возродить необдуманно запрещенное в 1918 г. Пироговское движение врачей России (1995 г.) и восстановить Всероссийские Пироговские съезды врачей.
VII (ХХIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей созван в ознаменование 200-летия величайшего врача-хирурга, ученого, просветителя, общественного деятеля - гуманиста, Гражданина России - Николая Ивановича Пирогова и 15-летия возрождения Пироговского движения врачей России в соответствии с Постановлением предыдущего VI (XXII) Пироговского съезда врачей (Москва, 28-29 сентября 2006 г.). Необходимость созыва съезда вытекает из анализа итогов Всероссийского медицинского обсуждения, проведенного Российской медицинской ассоциацией в 2005-2009 гг.
Делегатами съезда были избраны на демократической основе свыше 500 врачей из большинства субъектов Российской Федерации - из 76 регионов. Среди них - практические врачи, ученые, организаторы здравоохранения и другие специалисты.
Официальные приглашения на съезд были направлены Оргкомитетом высшим должностным лицам Российской Федерации - Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, руководителям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Министру здравоохранения и социального развития РФ, руководству Общественной палаты РФ, а также лидерам всех крупнейших политических партий, общественных профессиональных объединений, главам всех основных религиозных конфессий, руководителям ведущих научных и учебных учреждений, крупнейших клинических медицинских центров, персонально многим видным ученым и врачам страны, руководителям международных медицинских организаций и национальных общественных медицинских объединений, представителям общественных организаций пациентов, а также представителям российских и зарубежных средств массовой информации.
1. VII (ХХIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей (ВПСВ) рассмотрел проблемы здоровья населения и российского здравоохранения с учетом безусловного влияния на них глобального социально-экономического кризиса, меняющегося законодательства, реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", итогов административной реформы.
Съезд рассмотрел проблемы профессионального медицинского самоуправления как одного из важнейших компонентов формирующегося гражданского общества, роль, формы и методы участия врачебного сообщества России - Пироговского движения врачей - в происходящих в стране преобразованиях и в принимаемых мерах по обеспечению выхода системы отечественного здравоохранения из глубочайшего структурно-технологического, экономического и морально-этического кризиса. Съезд считает необходимым в соответствии с международными нормами и принципами социальной ответственности рассмотрение Властью и всем обществом трехстороннего договора между государством, врачами и пациентами - Медико-социальной хартии Российской Федерации.
2. VII (ХХIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей ответственно и профессионально констатирует, что в целом ситуация в состоянии здоровья населения в Российской Федерации не улучшается, несмотря на предпринимаемые на государственном уровне меры по увеличению финансирования отрасли и улучшению оснащенности лечебно-профилактических учреждений. Практически все профессиональные прогнозы по угрозам и опасностям, связанные с несовершенством мер по охране здоровья населения, сформулированные в решениях и выводах предшествующих Пироговских съездов врачей подтвердились. По важнейшим демографическим, социально-экономическим показателям, определяющим уровень здоровья населения и эффективность здравоохранения, страна стала занимать еще более неподобающее место среди самых отсталых стран мира.
В связи с недостаточным государственным контролем и несовершенством управления медицинская помощь становится все более платной, менее доступной населению, недостаточно качественной. Рост цен на лекарственные средства существенно опережает инфляцию, значительных масштабов достигли пронизавшие всю систему здравоохранения коррупция и мздоимство, о чем свидетельствуют неоднократные и не опровергнутые публикации в средствах массовой информации. Врачи, включая главных врачей, становятся заложниками проводимой в сфере здравоохранения политики, направленной на перекладывание государственных обязательств, в т.ч. финансовых, на плечи работодателей и пациентов и не могут объяснить пациентам причины ухудшения и низкой доступности практически всех видов медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
Необходимо признать, что пока обществу, политическому руководству нашей страны и врачебному сообществу России не удается приостановить продолжающуюся социально-экономическую, профессиональную и нравственно-этическую деградацию системы здравоохранения. Некомпетентность и непрофессионализм постепенно захватывают многие ведомства, постепенно размывая и разрушая их, становясь угрозой для всей государственной системы современной России. По нашему мнению, эти угрозы всецело связаны с попытками сохранить распределительный характер финансирования, в частности, в системе здравоохранения, в условиях сложившегося перехода в стране в целом к иным механизмам обращения финансовых ресурсов в экономике. Проявления некомпетентности и непрофессионализма в качестве угрозы государственной системе управления в полной мере относятся и к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Принимаемые властью не всегда обоснованные решения в сфере здравоохранения не воспринимаются медицинскими работниками, выполняются ими лишь в той мере, в которой наемные работники должны выполнять свои функциональные обязанности, и пропорционально той несправедливо низкой оценке и оплате труда, которая существует. Съезд считает, что сложившееся положение в этой области носит гораздо более опасный характер для системы здравоохранения, безопасности и экономики государства в целом, чем просто недостаточное финансирование здравоохранения и его несовершенная материально-техническая база.
Изменить положение можно только двумя путями:
а) признанием врача субъектом права и
б) изменениями системы оплаты труда в государственном и муниципальном секторах здравоохранения.
Вместе с тем, съезд отмечает, что за прошедшие четыре года ситуация в здравоохранении стала меняться.
Во-первых, голос Российской медицинской ассоциации на Пироговском съезде врачей звучит уже не в одиночестве: в Пироговское движение врачей России кроме Российской медицинской ассоциации вошли Российское медицинское общество, Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики, Национальная медицинская палата, Общество фармакоэкономических исследований, Общество специалистов доказательной медицины, Российский медицинский союз, Ассоциации врачей Республики Дагестан, Ассоциация работников здравоохранения ХМАО-Югра, Хакасская республиканская ассоциация врачей, Санкт-Петербургская профессиональная ассоциация медицинских работников, Ассоциация врачей Вологодской области, Общество хирургов Липецкой области, Ассоциация врачей г. Череповца, Межрегиональная ассоциация медиков-интернационалистов, Всероссийский Союз общественных объединений пациентов, Пензенское отделение "Лиги защитников пациентов".
Съезд с удовлетворением положительно оценивает и отмечает работу Оргкомитета VII (XXIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей, проведенную с учетом наказов предыдущих Съездов по поводу необходимости формирования единства профессионального врачебного движения и подписания Меморандума об объединении усилий в рамках воссозданного 15 лет тому назад единого Пироговского движения врачей. Съезд призывает присоединиться к нему и другие профессиональные медицинские организации России. Пироговское движение врачей является неформальным объединением юридических лиц- профессиональных медицинских и общественных организаций - и потому, как считает съезд, его регистрация в Минюсте может носить уведомительный характер.
Важнейшими целями и задачами Пироговского движения врачей России являются объединение профессионального медицинского сообщества страны для совместных согласованных действий по развитию врачебного самоуправления; сохранению гуманистическо-нравственных традиций российской медицины; для глубокого анализа проблем здравоохранения, разработки путей и способов повышения уровня здоровья населения; повышения качества медицинской помощи; своевременного предостережения общества и государства о грозящих опасностях, связанных с болезнями, активного содействия реформам и мероприятиям, направленным на сохранение и улучшение здоровья граждан; предупреждения принятия непродуманных решений государственного уровня без предварительного и всестороннего обсуждения их с экспертами врачебных ассоциаций.
Пироговское движение врачей России основывается на принципах добровольности, равноправия, коллегиальности, профессиональной этики, ответственности, преемственности и последовательности, сотрудничества, самоуправления и законности.
Съезд предлагает Пироговскому движению врачей России осуществлять международное сотрудничество и обмен информацией со странами СНГ, другими странами и международными организациями в интересах развития отечественного здравоохранения и достижения общих гуманистических целей, имеющих международное и общемировое значение.
Все профессиональные медицинские сообщества должны развиваться с учетом своих специфических проблем и интересов, осуществляя свою уставную деятельность, но, объединяя усилия по общесистемным (общепрофессиональным) проблемам, к числу которых относятся вопросы о роли медицинской науки и системы здравоохранения в обществе, о единстве и связях науки и практики, о роли и месте врача в современном обществе, о предоставлении пациентам максимально возможной, бесплатной и качественной медицинской помощи.
Во-вторых, еще на VI (XXII) Всероссийском Пироговском съезде врачей (28-29 сентября 2006 г.) была дана оценка приоритетному национальному проекту "Здоровье" как первому этапу в реформах здравоохранения. В ходе реализации проекта "Здоровье" частично удалось изменить отношение властных и управленческих структур государства к здоровью населения и к проблемам здравоохранения. Вместе с тем, делегаты съезда отмечают, что реформа здравоохранения не состоялась.
Продолжается реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РФ, выполняемая в полном объеме только в восьми субъектах Российской Федерации. В остальных субъектах РФ исполнение гарантий осуществляется с дефицитом до 65,9%. Под лозунгом развития профилактического направления в здравоохранении повсеместно открыты центры здоровья.
Принимаемые решения готовятся без участия экспертов и специалистов, без учета мнения врачебного сообщества в целом, и потому являются недостаточно квалифицированными и содержат в себе немало угроз и рисков для врачей и пациентов.
Делегаты съезда считают, что профессиональному медицинскому сообществу должна принадлежать активная роль в осуществлении функций по разработке стандартов, нормативов, рекомендаций, протоколов ведения больных и иных регламентаций профессиональной медицинской деятельности; выполнение работ по независимой вневедомственной медико-социальной, этической экспертизе и экспертизе качества медицинской помощи; по последипломному высшему медицинскому образованию, специализации, повышению квалификации и усовершенствованию; по аттестации, сертификации врачей и лицензированию видов их медицинской деятельности; по согласованию номенклатуры и объемов закупок лекарственных средств и оборудования для государственного сектора здравоохранения за рубежом; по определению целесообразности и полезности приглашения зарубежных специалистов для работы в Российской Федерации и направления на длительную стажировку российских специалистов в зарубежные страны и международные организации.
Делегаты съезда считают, что существующие принципы общения властных структур с медицинским сообществом, основанные только на приказах и распоряжениях, не устраивают и не могут удовлетворять ни врачебное сообщество, ни власть, ни общество в целом. В очередной раз врачи поставлены в положение не участников модернизации, а пассивных исполнителей принятых решений. И это, несмотря на открытое и последовательное стремление к сотрудничеству с властью, с государственными органами управления здравоохранением, несмотря на декларативные заявления властей о необходимости привлечения специалистов к строительству гражданского общества.
Съезд выражает свою озабоченность в связи с последними решениями и действиями Минздравсоцразвития РФ по разработке и принятию законов, не согласованных с профессиональным медицинским сообществом и не направленных на улучшение положения врачей и пациентов.
Озабоченность по поводу действующего закона "Об обращении лекарственных средств" связана с тем, что практика применения закона не даёт основания считать, что достигнута и реализуется главная цель - создание условий для обеспечения общедоступности жизненно необходимых лекарственных средств, сдерживания цен на лекарственные средства. В результате применения закона не удалось регулировать цены на различные группы препаратов, продолжается вымывание дешевых препаратов доступного ассортимента, нарастает сопротивление поставщиков при закупках препаратов по установленной цене, проявилась социальная несбалансированность закона из-за невключения в перечень жизненно необходимых лекарственных средств биологических препаратов таргетного действия, противоопухолевых средств и препаратов для лечения редких заболеваний и др.
Делегаты съезда выражают озабоченность тем, насколько новые типы учреждений изменят финансовое и материально-техническое обеспечение медицинской деятельности; кадровое обеспечение и квалификацию медицинского персонала, работающего в учреждении по найму; выполнение порядков и стандартов медицинской помощи; взаимодействие и взаимоотношения врача и пациента; социально-трудовые отношения в учреждении. Открывается законодательная возможность для дальнейшего распространения платных медицинских услуг, а для врачей и главных врачей возникают новые угрозы и риски.
Съезд отмечает, что остаётся неясной судьба разработанной, обсужденной, но не принятой Концепции развития здравоохранения Российской Федерации. Без утверждения концептуальных подходов к совершенствованию и развитию системы здравоохранения с выбором соответствующих приоритетов большинство предлагаемых подходов к модернизации важнейшей сферы деятельности, затрагивающей всех граждан России, фрагментарны, не имеют стратегических, а иногда и тактических целей, не понятны как самой власти, так и врачебному сообществу, пациентам, производителям и поставщикам лекарств и медицинского оборудования.
В связи с отсутствием Концепции развития здравоохранения РФ, съезд считает необходимым поручить Исполкому Пироговского движения врачей России в течение года разработать Концепцию развития здравоохранения в России на перспективу.
Материалы и предложения рабочей группы целесообразно опубликовать в общей и научной печати с тем, чтобы прилечь к их обсуждению на заключительных этапах заинтересованное участие и мнение специалистов, а также пациентов и широких слоев населения.
Считать целесообразным обсудить эти наработки и рекомендации на следующем VIII (XXIV) Всероссийском Пироговском съезде врачей. Коллегии Минздравсоцразвития РФ, Президиуму РАМН и Исполкому Пироговского движения врачей России рассмотреть материалы, подготовленные рабочей группой и внести соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.
VII (ХХIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей крайне обеспокоен неопределенностью правового статуса врача (а равно фельдшера и медсестры). Врач не является субъектом права в системе здравоохранения, а лишь наемным работником, выполняющим распоряжения руководства. Таким образом, врач в России, в отличие от других стран, не располагает должным статусом в обществе, не имеет лицензии, т.е. официального разрешения на свою деятельность, не несет юридической ответственности за оказание медицинской помощи, не может быть юридически защищенным, не имеет права на принятие самостоятельных решений, на собственный интеллектуальный потенциал и достойную оплату своего труда.
Национальному здравоохранению нужны серьезные преобразования в содержании и структуре регулирования и допуска к профессиональной врачебной деятельности: сертификации, лицензировании и аккредитации. Каждый российский врач, занятый оказанием лечебно-профилактической помощи обязан иметь не только лицензию, но и государственную страховку от рисков профессиональной деятельности. Только так и врач, и пациент будут защищены в своих непростых отношениях.
В России центром всех перемен и модернизаций являются исключительно административные ресурсы: органы управления здравоохранением, медицинские организации, система финансирования. По-прежнему вне этого процесса остается правовой статус врача и его взаимодействие с пациентом. До сих пор в органах государственного управления нет понимания того, что базисом здравоохранения является система "пациент-врач", а все остальное является дополнительной надстройкой к этому базису. По мнению делегатов, юридическая самостоятельность и социально-экономическая ответственность специально подготовленного медицинского персонала должны стать краеугольным камнем модернизации национальной системы здравоохранения России.
Претензии по этому поводу Всероссийский Пироговский съезд врачей адресует, в равной мере, как Государственной Думе Федерального Собрания РФ, так и Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
В соответствии с Конституцией РФ бесплатное оказание доступной и качественной медицинской помощи должно обеспечиваться согласованными и скоординированными действиями всех ветвей и уровней власти, всего государства и общества, консолидированного вокруг идеи сохранения здоровья. Доступность и бесплатность медицинской помощи не должны сопровождаться процессом дезадаптации медицинского персонала России. Цена такой бесплатности слишком велика и для нашего народа, и для нашей страны!
Съезд исходит из понимания ведущей роли медико-биологической и медико-социальной науки, раздвигающей горизонты и возможности познания здоровья и болезней человека, профилактики и лечения заболеваний, повышения уровня и качества жизни, повышения эффективности системы здравоохранения. Вместе с тем, Пироговский съезд выражает обеспокоенность в связи со снижением темпов и уровня научных исследований (в период провозглашенной научной модернизации), принижением роли РАМН и ее научных советов и проблемных комиссий в проведении научного анализа состояния общемировой медико-биологической и социальной науки, в определении приоритетных направлений научных исследований, в планировании и координации научных исследований. Как это показал отечественный и зарубежный опыт, именно научные экспертные сообщества лучше всего приспособлены к научно-координационной деятельности.
Делегаты VII съезда подтверждают принцип государственно-общественного управления медицинской деятельностью, который был выдвинут Российской медицинской ассоциацией (РМА), обсужден и одобрен на IV (XX) и V (XXI) Всероссийских Пироговских съездах врачей, признан Президентом РФ В.В. Путиным в 2001 году необходимым для реализации, рассмотрен и одобрен совместным решением Коллегии Министерства здравоохранения РФ и Президиума Правления РМА, выездных Пленумах РМА с участием Министерства здравоохранения РФ во всех федеральных округах и большинстве субъектов РФ. Он нашел всемерную поддержку во врачебном сообществе. Съезд отмечает, что из-за отсутствия преемственности в руководстве отечественным здравоохранением принцип государственно-общественного управления медицинской деятельностью не используется, на практике врачи отстранены от участия в принятии решений по важнейшим проблемам здравоохранения.
Съезд в очередной раз отмечает, что медицинская деятельность не может обходиться без самоуправления в профессии. Именно профессиональные корпоративные организации, объединенные в Пироговское движение врачей, должны говорить от имени и по поручению врачебного сообщества, отвечать за то, чтобы во врачебном сообществе находились только те специалисты, которые соответствуют установленным профессиональным сообществом и государством требованиям к профессиональной готовности.
Государственно-общественное управление здравоохранением, - практическое претворение идей, заложенных в Медико-социальную Хартию врачей России, разработанную Российской медицинской ассоциацией, - по существу это соединение прошлого отечественного и лучшего международного опыта системного развития здравоохранения (медицинской науки и практики) и современного демократического гражданского общества.
В современном мире состояние здоровья населения определяет потенциал устойчивости и стабильности государства на геополитическом пространстве и является значимым фактором национальной безопасности. Не случайно во многих странах охрана здоровья далеко вышла за рамки одной отрасли и превратилась в политическую проблему, курируемую первыми лицами государства. Общественное здоровье должно рассматриваться аналитиками, политическими элитами и обществом в качестве главного управляемого стратегического ресурса государства.
Принципиально важным для государства решением является признание здравоохранения производительной, а не обслуживающей сферой деятельности: "возвращенное и сохраненное здоровье" надо рассматривать как продукт, имеющий наивысшую ценность для общества и государства, как потенциал, доступный экономическому и иному измерению и оценке. Руководство страны призывает к использованию всех имеющихся ресурсов, интеллектуального и профессионального потенциала не для "косметического ремонта и примитивного приспособления", а для глубокой модернизации, восприятия всего передового международного опыта, достижения соответствия международно признаваемым нормам и принципам социальной ответственности в целях обеспечения устойчивого развития. В этом отношении разработанная система государственно-общественного управления здравоохранением является хорошей основой.
В 1995 году после многолетнего забвения нам удалось в новых условиях и на новом уровне возродить Пироговское движение врачей, а вместе с ним - утраченную идеологию врачебного самоуправления в России. Независимые Всероссийские Пироговские съезды врачей, возобновленные нами спустя 77 лет, вновь являются высшими профессиональными медицинскими форумами страны.
Эти съезды вначале вызывали недовольство и противостояние властей, потом им стали посылать приветствия политические и государственные деятели, их замалчивали или на них клеветали средства массовой информации, не видевшие "сенсаций" в том, что встревожило профессию, которая издревле самоотверженно служила сохранению жизни и здоровья человека и народа.
Российская медицинская ассоциация в течение 15 лет на Всероссийских Пироговских съездах врачей официально и демократически вырабатывала и предлагала основополагающие принципы деятельности врачебного сообщества - Кодекс врачебной этики, Медико-социальную Хартию Российской Федерации, Конвенцию о правах и обязанностях врачей в РФ, Концепцию страхования профессиональной ответственности врачей в РФ, Концепцию защиты прав пациентов в РФ, проект ФЗ "О правах пациентов", Концепцию системы государственно-общественного управления здравоохранением РФ и др.
В мировой практике подобного рода документы являются базисом и опорой для реформаторской деятельности любого Правительства в области здравоохранения, однако этого не происходит в нашей стране.
В настоящее время Президент страны Д.А. Медведев объявил о включении здравоохранения в число пяти важнейших и приоритетных направлений государственного развития и модернизации. В этих условиях имеется надежда на иное отношение к профессиональным рекомендациям врачебного сообщества страны. Вместе с тем, органы государственной власти и управления не приняли участия в работе высшего профессионального медицинского форума страны - Всероссийского Пироговского съезда врачей.
VII (ХХIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и поддержать дальнейшее развитие Пироговского движения врачей России, одобрить Меморандум о консолидации профессиональной и гражданской позиции российских врачей под эгидой Пироговского движения врачей России с тем, чтобы объединенными усилиями иметь возможность вести содержательный диалог с обществом и властью, представляя и защищая права и интересы врачей и пациентов на основе полной свободы, равноправия, стремления к сотрудничеству и построению профессионального медицинского сектора гражданского общества в целях внесения достойного вклада в успешное преодоление кризисных последствий, совершенствования управления здравоохранением, повышения доступности и качества медицинской помощи населению и тем самым устойчивого развития Российской Федерации. При этом каждая подписавшая Меморандум общественная организация сохраняет свой правовой статус и уставные направления деятельности.
2. Выразить недоумение и непонимание по факту неучастия органов власти и управления в работе VII (XXIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей, что противоречит заявлениям высшего руководства страны о построении и развитии гражданского общества в Российской Федерации.
3. В целях совершенствования управления охраной здоровья населения, ускорения модернизации системы здравоохранения, для обеспечения устойчивого развития, а также для проведения общественной экспертизы готовящихся решений в здравоохранении VII (XXIII) Всероссийский Пироговский съезд врачей признает особенно важным и необходимым создание при Президенте Российской Федерации "Национального Совета по охране здоровья граждан". В состав Совета могут войти специалисты в области охраны здоровья и организации здравоохранения, представители Пироговского движения врачей и пациентских организаций для выражения интересов врачей и пациентов, специалисты из других областей, а также представители институтов гражданского общества и политических партий нашей страны.
Считать Президента Российской Федерации главным ответственным лицом за здоровье нации и охрану здоровья граждан.
Высшие должностные лица государства, ответственные по Конституции за охрану здоровья граждан и обеспечение важнейшего из прав человека - права на жизнь и здоровье, должны ежегодно информировать страну о принятых в этом направлении мерах и их эффективности.
Съезд выступает за преемственность в реализации всех программных и проектных документов в сфере здравоохранения, принимаемых долгосрочно!
Съезд считает, что гарантом преемственности перемен в здравоохранении может быть только Президент Российмкой Федерации!
Съезд выступает за воссоздание Министерства здравоохранения Российской Федерации!
4. Съезд единогласно избрал Исполком Пироговского движения врачей и его Председателя и поручил Исполкому Пироговского движения врачей России организовать широкое обсуждение опубликованных проектов Федеральных законов в сфере здравоохранения.
Предложить Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ при подготовке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения учесть результаты всестороннего обсуждения медицинским экспертным сообществом.
5. Основой модернизации национальной системы здравоохранения в России должна стать Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации, одобренная медицинским сообществом на Всероссийском Пироговском съезде врачей и утвержденная Президентом Российской Федерации.
6. От имени врачебного сообщества страны предложить Правительству РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ безотлагательно приступить к подготовке и вынесению на широкое обсуждение проектов законов:
- "О профессиональной медицинской деятельности в Российской Федерации", законодательно признав врачей субъектом права с обязательным лицензированием заявленных ими видов профессиональной деятельности, сохраняя за организациями здравоохранения аккредитацию, защиту прав и интересов врачей как наемных работников и страхование их профессиональной деятельности и ответственности за счет медицинских организаций, и
- "О правах пациентов в Российской Федерации".
7. Осуществить поэтапную, по мере готовности, передачу врачебному самоуправлению функций по регулированию профессиональной деятельности врачей.
8. Поддержать требования Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, включающие вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы. Для упорядочения системы оплаты труда медицинского персонала во всех секторах здравоохранения, научных сотрудников медицинских НИИ и профессорско-преподавательского состава ВУЗов, особенно занятых в системе последипломного образования, и поэтапного доведения её до среднего европейского уровня до 2020 года поручить Исполнительному комитету Пироговского движения врачей России совместно ЦК профсоюза работников здравоохранения разработать рекомендации по оплате труда медицинских работников.
9. С учетом намечаемой существенной перестройки системы здравоохранения, введения новых, достаточно сложных законодательных актов, поручить Исполнительному комитету Пироговского движения врачей России проработать вопрос об организации подготовки медицинских организаций, обучении руководителей здравоохранения, подготовки общественного мнения, для чего выйти с предложением в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о создании центров обучения на базе ведущих учебных заведений по последипломной подготовке.
Для информационного обеспечения врачебного сообщества рассмотреть вопрос о восстановлении издания бесплатной для врачей "Врачебной газеты".
10. Поддержать резолюцию Первой Всероссийской конференции "Саморегулирование профессиональной медицинской деятельности. Улучшение качества медицинской помощи населению России. Защита интересов медицинских работников" (г. Москва 1-3 октября 2010 года).
11. Исполнительному комитету Пироговского движения врачей России создать Комиссию по увековечению памяти выдающихся врачей России.
12. Положительно оценить проведенную Оргкомитетом Всероссийского Пироговского съезда врачей подготовительную и организационную работу по подготовке и проведению VII (XXIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей.
13. Делегаты VII (XXIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей поручают Исполкому Пироговского движения врачей России направить настоящую Резолюцию Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, руководству Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, ЦК Профсоюза работников здравоохранения, а также всем общественным объединениям, политическим партиям, религиозным конфессиям, российским и зарубежным средствам массовой информации, принимавшим участие в работе съезда.
14. Для оперативного контроля за принятыми на съезде решениями, в целях общественной медицинской поддержки планов модернизации здравоохранения и обсуждения перспективной Концепции развития здравоохранения, основанной на приоритетах, созвать очередной VIII (XXIV) Всероссийский Пироговский съезд в октябре 2011 года.
15. Делегатам съезда поручить довести настоящую Резолюцию до сведения всех врачей-избирателей, уполномочивших представлять их интересы на профессиональном форуме страны.
Съезд считает необходимым еще раз подчеркнуть значимость системы здравоохранения для обеспечения безопасности страны, ее роль в охране здоровья народа и значении ее чисто медицинской составляющей, направленной на обеспечение пациентов максимально возможной, доступной, бесплатной и качественной медицинской помощью. Без государственной поддержки этого добиться будет невозможно.
Принято голосованием делегатов VII (ХХIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей.
Председатель Президиума съезда А.Г. Саркисян
Секретарь съездаЛ.И. Малышев
Город Москва, 27 ноября 2010 года
|