Об Ассоциации подробно... Реформы здравоохранения Наши услуги Проекты Сотрудничество
     
 
Центр медико-правовой помощи
Центр эндоэкологической медицины
Гомеопатия
Артериальная гипертония
Неделя здорового сердца
Сахарный диабет
Развитие рынка услуг в здравоохранении
Национальная Медицинская Палата
Реформы в здравоохранении
Ассоциация врачей частной практики
Всероссийский Пироговский Съезд Врачей
Приволжский Центр Оздоровительного питания
Вита сервис - за здоровый образ жизни
Доктор ФОМ - консультации специалистов
Чудо-Чадо - Школа для беременных
Здоровое питание
Туризм и фитнес
Психология и соционика
Экология жилища
Повышение защитных сил организма
Вредные привычки
 
  На Главную
 

Соционическая методология в гомеопатии

   Socionic methodology in homeopathy. I.V. Dolynina (N.Novgorod, Russia)
   Homeopathy present the level when knowledge demand not only analysis but synthesis as well. There is a great need of correlation with the other branches of science. The author of the article propose the analysis of homeopathic types from the socionics point of view. Socionics methodology help to distinguish the cause of psychosomatic diseases and fears. Also possible is explanation of homeopathic modalities. For example, dependence of the movement and rest is determined from socionics static and dynamic. Modalities coldness - warm, dryness - humidity is connected with socionics dichotomies. Socionic permit to develop systemic knowledge of homeopathic types, also about compatibility of homeopathic drugs.
   Гомеопатия находится на том этапе развития, когда накопленные данные требуют логического осмысления и проведения параллелей с другими науками. Некоторые исследователи делали попытки корреляций с психиатрией и психологией. Автору представляется перспективным анализ гомеопатических типов с позиций соционики.
   Соционика берёт начало от швейцарского ученого К.Г. Юнга, который ввёл в психологию принципиально новые понятия о типических процессах восприятия (ощущение, интуиция) и суждения (мышление, чувство). Путём длительных наблюдений было выявлено, что индивидуум использует одну из функций каждой пары чаще, чем противоположную. Таким образом, эта функция становится более осознаваемой, а полярная ей функция уходит в "тень", в бессознательное. Приоритетное развитие одной из функций определяет принадлежность к одному из психологических типов. В зависимости от характера ведущей функции, Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первому принадлежат мыслящий и чувствующий типы; ко второму - интуитивный и ощущающий. Кроме того, Юнг описал две установки - экстравертную (с направленностью во внешний мир) и интровертную (с направленностью в мир внутренний).
   Наиболее известно и общеупотребительно деление на экстравертов и интровертов. Юнг считал, что "экстраверсия есть переложение интересов от субъекта к объекту". Картина мира для экстраверта складывается из внешних впечатлений. При уменьшении их интенсивности он испытывает дискомфорт. Если у экстраверта возникают неприятности, он ищет их причину во внешнем мире, и старается её устранить. Производит впечатление активного человека, охотно делится полученной информацией. По Юнгу - "стремится себя во всем растрачивать и распространять". Экстраверсия не связана напрямую с коммуникабельностью. Например, гомеопатический тип Пульсатилла может быть очень общительным, оставаясь при этом интровертом. В гомеопатической типологии к экстравертам можно отнести типы: Аконит, Аргентум нитрикум, Бриония, Лахезис, Нукс вомика, Туберкулинум, Фосфор, Цимицифуга и ряд других.
   В случае интроверсии, по Юнгу, "мотивирующая сила принадлежит субъекту, а объекту - лишь вторичное значение". Интроверту совершенно необходимо иметь личное время. Уединение для него - это способ отдохнуть, лучше понять себя и окружающий мир. Если интроверту не задавать вопросов, и не побуждать к активным действиям, он может длительно не проявлять инициативы. Новую информацию извне он воспринимает медленней, но способен осмысливать глубже, чем экстраверт. Интроверт относит свои проблемы к себе самому, плохо осознавая, что могут быть независимые внешние обстоятельства. В гомеопатической типологии к интровертам можно отнести типы: Игнация, Кальциум карбоникум, Бариум карбоникум, Кониум, Ликоподиум, Натриум муриатикум, Сепия, Силицея, Стафизагрия и ряд других.
   Сегодня в соционике для обозначения функций используют несколько иные термины, чем у Юнга: логика (мышление), этика (чувство), сенсорика (ощущение), интуиция.
   Юнг разделил психологические функции на классы - рациональные и иррациональные. Мышление (логика) и чувство (этика) рациональны. Сенсорика (ощущение) и интуиция - иррациональны. Для рационалов характерны стремление к порядку и определенности. Их тревожат невыполненные дела и нерешённые вопросы. В своих планах они стараются идти до конца, решения меняют неохотно, плохо переносят неожиданности. В гомеопатии рационалами являются: Арсеникум, Аргентум нитрикум, Бриония, Натриум муриатикум, ряд других типов. Иррационалы более гибкие, легко перестраиваются, поступая по ситуации. Имеют меньше жёстких установок, любят перемены, неожиданности. Несмотря на способность к планированию, многое оставляет на волю случая, не сковывая себя излишними рамками. В гомеопатии иррационалами являются: Нукс вомика, Игнация, Ликоподиум, Фосфор, Туберкулинум и другие.
   К рациональным функциям относят: мышление, которое основано на логических, объективных критериях, а также чувство, которое представляет собой оценочное суждение. Оба вида функций могут быть в экстравертном или интровертном вариантах.
   Экстравертная логика - это познание фактической информации, набор знаний и умений. Является ведущей функцией у гомеопатических типов Бриония, Сульфур ("деловая логика"). Интровертная логика - это познание фактической информации, набор знаний и умений. Является ведущей функцией у Арсеникум, Аурум ("структурная логика").
   Экстравертная этика - это эмоциональная оценка объекта и ситуации. Является ведущей у Лахезис, Цимицифуга ("этика эмоций"). Интровертная этика - это выражение собственного отношения к объекту и ситуации. Является ведущей у Натриум муриатикум, Силицея ("этика отношений").
   Экстравертная сенсорика - это воздействие на внешний мир, захват пространства. Стоит на первом месте у Нукс вомика, Аконитум ("волевая сенсорика"). Интровертная сенсорика - это восприятие своих ощущений от окружающего мира. Стоит на первом месте у Кальциум карбоникум, Сепия, Пульсатилла ("сенсорика ощущений").
   Экстравертная интуиция - это восприятие потенциальных возможностей объекта или ситуации. Стоит на первом месте у Фосфор, Туберкулинум ("интуиция возможностей"). Интровертная интуиция - восприятие скрытых временных процессов, "внутреннее время". Преобладает у Ликоподиум, Игнация ("интуиция времени").
   Действие тех или иных функций отражается в поведении человека, его установках, стиле жизни. У каждого типа присутствуют все восемь функций, однако, проявляют себя в разной степени. Каждая функция занимает определённую позицию, расположенную на одном из четырёх психических уровней: эго, суперэго, суперид, ид.
   Эго - ядро психической структуры. По его функциям индивид более уверенно взаимодействует с окружающим миром. Это программная (первая) и творческая (вторая) функция.
   Программная функция - самая сильная в структуре психики. Она связана с осознанными преимуществами, врождённым профессионализмом, основными ценностями индивида. Творческая функция (реализационная, инструментальная) является более мобильной, чем программная, и служит её качественной характеристикой.
   В расположении этих двух функций заложена формула типа. Например, интуитивно - логический интроверт (Ликоподиум), сенсорно - этический интроверт (Пульсатилла), этико - интуитивный экстраверт (Лахезис), сенсорно - логический экстраверт (Нукс вомика).
   Суперэго - это уровень осознанного несовершенства. По двум его функциям индивид старается изо всех сил быть не хуже других. Это нормативная (третья) и мобилизационная (четвёртая) функции.
   Нормативную (контактную, ролевую) функцию человек развивает в течение всей жизни. Успехи в ней наиболее приятны - это ролевая маска. Логик всегда хочет казаться этиком, а сенсорик - интуитом (и наоборот). Мобилизационная ("зона страха") функция - это точка наименьшего сопротивления (ТНС), место формирования комплексов и страхов. У каждого типа своя ТНС: у Арсеникум - интуиция возможностей (впадает в панику при непредвиденном развитии ситуации, имеет двигательное беспокойство), у Ликоподиум - этика эмоций (не способен к эмпатии, склонен к чёрному юмору), у Фосфорус - логика отношений (хаотичность, нелогичность), у Стафизагрия - волевая сенсорика (уязвлённое самолюбие).
   Уровни эго и суперэго (ментальные) относятся к сознанию и подсознанию. Уровни суперид и ид (витальные) - к подсознанию и архаике.
   Суперид - уровень, на котором проблемы не осознаваемы и "навешиваются" на других (инфантильный блок, "антисовесть"). Это суггестивная (5-я) и активационная (6-я) функции. Суггестивная (внушаемая) - характеризуется "всеядностью" по отношению к поступающей информации. У Ликоподиум - это волевая сенсорика (борьба между трусостью и самомнением, стремление устранить недомогание радикальным путём, - операцией). Активационная функция включена в реализацию методов, предложенных суггестивной функцией (сны об опоздании, фанатичная пунктуальность).
   Ид - самый глубокий уровень подсознания, включает наблюдательную (седьмую) и демонстративную (восьмую) функции.
   Наблюдательная функция - сама себе цензор и контролер. У Арсеникум - это деловая логика (внимание к мелочам, мысли о деньгах, употребление жидкости - часто и в малых количествах). По демонстративной функции индивидуум старается вести себя безупречно. У Арсеникум - это сенсорика ощущений (всегда выглядит опрятно, любит симметрию, страдает микробофобией и аллергией).
   В соционике выделяют 32 типа (вместе с подтипами). Помимо этого рассматривают акценты типа и психоформы поведения. С помощью соционической терминологии возможна всесторонняя характеристика гомеопатических типов, пояснение фобий, комплексов, сновидений. Знание соционики позволит врачу - гомеопату точнее определить конституциональное средство и ситуацию, в которой пребывает пациент.

ЛИТЕРАТУРА:

   1. К.Г. Юнг. Психологические типы. СПб: "Ювента" - М.: "Прогресс-Универс", 1995
   2. Р.К. Седых. Информационный психоанализ. М.: НПП "Менатеп-Траст", 1994
   3. И.В. Долинина. Психотипы в гомеопатии. Н.Новгород: "РИА "Доктор ФОМ", 2002.

   Соционическая методология в гомеопатии. И.В. Долинина (Нижний Новгород, Россия)
   Гомеопатия находится на том этапе развития, когда накопленные знания требуют не только анализа, но и синтеза. Становятся все более актуальными корреляции с другими науками. Автору статьи представляется перспективным анализ гомеопатических типов с точки зрения соционики. С помощью соционической методологии становится реальным выявление причин психосоматических заболеваний, страхов и комплексов. Возможно также объяснение гомеопатических модальностей. Зависимость от движения-покоя определяется соционической статикой-динамикой. А модальности холод-тепло, сухость-влажность связаны с соционическими дихотомиями. Соционика позволяет систематизировать представление о гомеопатических типах и совместимости гомеопатических препаратов.
   Автор: Ирина Владимировна Долинина, сотрудница Нижегородской региональной медицинской ассоциации (НРМА). Ранее работала в Киевском Центре гомеопатии им. Д.В. Попова. Автор книг и семинаров, активно участвует в профессиональных форумах.

И.В. Долинина, Нижний Новгород, Нижегородская Региональная Медицинская Ассоциация

 
 
 © 2000-2017 Medical Association. All Rights Reserved. Nizhny Novgorod, Russia      PostDesign&PostProgramming&Hosting by 2A Group